Atos Vs - Первое знакомство


By Zaer - Posted on 02 Апрель 2010

 

This is the test of the emergency broadcast system...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала немного предыстории

Ещё на заре своего увлечения дельтапланеризьмом узнал о том, что есть такая штука как Фантом:

phantom

и сразу начал об оном мечтать. И не потому что у него качество 19, или что он дорогой и недостижимый – просто меня с него пропёрло. Так получилось, что летом 2009 у меня образовалось немного денюжек и я решил приступить к реализации своей голубой мечты. Переговоры с Аэросом к успеху не привели, что немало меня расстроило. А Юлька Кучеренко, которая на правах дилера принимала в переговорах участие, и говорит:

- Не плачь, давай мы тебе Атос старенький в Европе найдём – они тоже неплохо летают и клёвые вообще, а я съезжу, привезу..

- Не хочу Атос! – у него элеронов нету.. и за запчастями ездить далеко.. да и некрасивый он ваще!..

- Да ладно тебе – смотри какой красивый!

И фотку прислала старенького Atos-C из объявления о продаже:

atosc

Посмотрел я – а ничего, симпатичный, не то, что современные (с ломаными крыльями). Ну, раз с Фантомом никак, то почему бы и нет? Изучил рынок и модельный ряд – самые интересные Atos-V и Atos-Vs – свежие но не очень дорогие.

club82

Vs (маленький) с моими 70кг мне подходил идеально, но модель редкая – предложений нет вообще. Приступил к поискам. Потом полезли палки в колёса – у Юльки поездки обламывались одна за другой, у меня продавцы рассасывались. Случаяно наткнулся на объявление о продаже Atos-Vs во Франции. Оказалось, что обитает он неподалёку от друга нашего Пети Ткаченко – сразу пишу ему «Peter, I need Your help>!». Аппарат застолбили – о том, как я его вывез я писал здесь:

Как мы полетали в Европе

Это он во Франции, с прошлым хозяином на борту:

jean

А это тоже во Франции, но уже с новым хозяином на борту )

me

Я очень надеялся, что удастся влетаться в него в Европе, с горы, в мягких ранневесенних условиях. Погода была против. Потом надеялся, что у нас тут ещё снег месячишко полежит и я смогу спокойно на малинке влетаться. Погода была против – вскоре после моего приезда всё начало таять, а это значило пару месяцев слякоти без полётов, потом термичка, отсутствие сугробов в которые можно мягко забабахаться и т.д. К моему удивлению, в субботу 27го марта мне звонит Валера (один из главных малино/лебёдочных активистов) и предлагает завтра полетать. Несмотря на неутешительный прогноз хватаюсь за эту возможность. Поехали втроём – я, Валера и Макс, поехали в Ясногорск, тягаться на моей Ниве и Серёгиной малинке (сам Серёга заболел).

 

Мы на месте

Условия – ветер сильный и порывистый, почти вдоль дороги (чуть слева), поле слева от дороги ровное и большое, трава низкая, местами снег не стаял. Справа поле поменьше, ограничено спереди кустарником, трава высокая, поле неровное, кустики, муравейники. Стартовать решили с дороги. Собрал Atos. Со сборкой на ветру были большие проблемы – он пытался упасть, уехать, элероны и закрылки выворачивалисть, его всего перекособочивало. В это время Макс собирал мой Combat. Он управился раньше и я попросил подтащить его, чтобы загородиться от ветра. На сборке много косячил, путал последовательность сборки, но в конце-концов таки собрал. Попробовал его подержать, побегать – проблемы. В сильный ветер он ложиться на поток и назад не валится, но взлетает, уходит с плеч и начинает рыскать и вообще брыкаться. Зажать его, чтобы он вёл себя нормально, было можно, но требовало больших усилий и на разбежке из такого положения он не хотел взлетать даже в такой ветер. В общем, на счёт облёта я сильно сомневался.

Как самый опытный и наименее ценный я пошёл на разведку погоды (на Комбате). Старт комфортный, но потом начало конкретно колбасить – мысли о об облёте Atos’а улетучились окончательно. Верховой ветер был значительно сильнее. С моей высоты даже трудно было понять, едет машина или стоит - Валера ехал на первой, периодически останавливаясь. Набрал 620м. Отпущенный Combat против ветра летел очень плохо. В воздухе трепало как будто вот-вот поток, но, ничего нет. На посадку пошёл на большое ровное поле. Сел нормально но вот с выходом с поля возникли проблемы – для выхода на дорогу надо было форсировать ручей шириной метров 5, в который я проваливался по колено – пришлось идти в брод – промок насквозь. Поделился своими мыслями по поводу облёта Atos’а – что, возможно, я его сегодня облётывать не буду. Меня смутил Макс, который удивился: «Чего бояться? Что плохого может случиться на аппарате с более эффективным управлением??». Я совершенно не считал, что бояться нечего, но прямого ответа на этот вопрос у меня не было, отчего меня немного заклинило. Когда подошла моя очередь ещё раз подержался за Atos, подумал о жизни и решил попробовать..

 

Итак

Попытались перед стартом на глаз выставить закрылки на 15º, как того требовала инструкция – это оказалось около 3см троса. Пошёл без перецепки. На старте держал аппарат пережатым, рассчитывая увеличить угол до полётного когда пойдёт тяга. Когда тяга пошла, увеличил угол – аппарат сразу лёг на поток и сошёл с плеч (возможно, в этот момент пришёл порыв). Я пытался восстановить контроль над аппаратом, когда меня выдернуло вперёд. Толкнуть аппарат плечами я не смог – дёрнул подцепом. Аппарат дёрнул меня за шкирку, почва ушла из под ног, я потерял равновесие и вынуждено перешёл в горизонт. На этот момент я не только не имел скорости – я ещё не сделал ни одного шага вперёд, а уже лежал держась за спидбар в полуметре от земли. Получился такой своеобразный старт с места, однако удачно. Колбасню в начале затяжки погасил рефлекторными движениями. Хотя реакция аппарата совершенно не совпадала с ожидаемой, действия возымели успех. Потом удалось немного успокоиться и пронаблюдать за происходящим. При работе по крену троса управления делали вжик – усилия это почти не требовало, а то усилие, что было, скорее походило на трение, чем на управляющее воздействие. Через полсекунды-секунду аппарат реагировал на воздействие. Отдачи на ручке не было. Из-за отсутствия отдачи на ручке и задержки, реакция аппарата не ассоциировалась с управляющим воздействием. Дальше набор пошёл стабильный. Я забыл поставить прибор и не знал ни высоты ни скорости набора. Машина внизу ехала быстро – я посмотрел на трос – он лежал на спидбаре. Попытался пихнуть ручку – бесполезно – очень большие усилия. Решил дотянуться так. Поскольку машина ехала быстро, затяжка тоже закончилась быстро. Набрал метров 300..400. Машина остановилась, я отцепился. Попробовал порулить – аппарат отвечает только на значительные воздействия (амплитудные, но без усилий). Зажимается хорошо, реагирует на зажатие немного непонятно, но в целом адекватно. Вопреки инструкции, лучше проходили именно повороты с пиханием ручки. Решил попробовать поднять закрылки. Ручка сразу пошла назад, а аппарат начал лихо разгоняться (около 80км/ч по ощущениям). Попробовал слегка пихнуть ручку – усилия на выпихивание большие. Повороты проходили также (с той же реакцией на той же воздействие, с той же угловой скоростью) – только быстрее и положе. Вернул закрылки на «15º». Порулил над стартом и вырулил на посадку. Садиться решил на другое поле – хоть оно и похуже, но нет ручья – только надо на насыпь по глубокому снегу забраться. Закрылки на полную – аппарат так быстро пошёл вниз, что дух перехватило. Пихнул по дельтапланерному и получил похожую реакцию. Правда, видимо немного поздновато - на ногах устоять не смог – поставил аппарат на трапецию. В целом – достойно.

 

Дубль два

В этот раз кое-как удалось удержать аппарат на старте и немного пробежаться. Дальше всё штатно. В этот раз с перецепкой. Набрал всего 370м (видимо, пережимал). Полетал, порулил – в этот раз всё происходило осмысленнее. В поворотах идёт большая потеря высоты – наверное, делаю что-то не так. Были какие-то непонятные просадки с набором скорости – возможно, косячил с управлением по тангажу, возможно остатки турбулентности. На посадку выходил осмысленнее. В этот раз после опускания закрылок аппарат не только начал сыпаться, но и скорость при этом значительно упала – свист стих. Я пытался зажать аппарат в вертикали, но набора скорости не происходило. Я хотел по правильному сделать выдерживание - кое-как выход на выдерживание отработал, но обнаружил, что на ручке очень большое усилие на выпихивание. Решил не срывать, а плавно погасить скорость. Срыв произошёл неожиданно и я вынужденно опять поставил аппарат на спидбар.

На этом решили закончить. Все налетались, а время до темноты оставалось в аккурат чтобы неспешно разобраться.

 

Другие достижения дня

- Макс впервые летал на Комбате (моём), впервые тягался с перецепкой.

- Я впервые тягал на малинке.

- Валера впервые тягал жесткокрыл))

- Все хорошо полетали и остались довольны ))